2016_06_17

Особенности определения размера страховых взносов на обязательное социальное страхование

Автор: 

Vladimir Ryvkin

Владимир Рывкин

Руководитель отдела налоговых правоотношений

В статье рассмотрены вопросы правоприменительной практики, посвященные особенностям определения размеров страховых взносов на социальное страхования, в случаях, когда плательщик страховых взносов не представил в установленный законом не представил подтверждающие документы о своем основном виде экономической деятельности. Обоснованность применения контролирующими органами максимального страхового тарифа, при том, что организация фактически не осуществляет вид деятельности, имеющий наиболее высокий класс профессионального риска.

Суть дела

ООО получило от контроля за уплатой страховых взносов (Фонд социального страхования Российской Федерации) уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, датированное от 28.04.2015, согласно которому ООО  был определен 11 класс профессионального риска в соответствии с видом деятельности «покупка и продажа недвижимого имущества» ОКВЭД 70.12, что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1,2 процентов к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) работников.

Однако необходимо отметить, что основным и единственным видом экономической деятельности организации является оптовая торговля одеждой, включая нательное белье и обувь (код по ОКВЭД 51.42), а присвоенный ООО вид деятельности никогда не осуществлялся.

ООО, не согласившись действиями контроля за уплатой страховых взносов обжаловало их в судебном порядке. Суды поддержали позицию заявителя и указали, что действующим законодательством РФ не предусмотрено, чтобы ФСС РФ мог присвоить страхователю, который в срок не позднее 15 апреля не представил подтверждающие документы, вид деятельности, имеющий наиболее высокий класс профессионального риска, если такую деятельность организация фактически не осуществляет.

Аргументы суда

(Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2011 № 14943/10 в Постановлениях ФАС Московского округа от 25.04.2014 № Ф05-3376/14 по делу № А40-77063/13, от 14.08.2013 по делу № А40-124554/12-107-610, от 14.08.2013 по делу № А40-123422/12-107-608, от 16.09.2013 по делу № А40-23294/12-107-107, от 25.02.2013 по делу № А40-97017/12-122-469, от 13.07.2011 № КА-А40/7025-11 по делу № А40-114475/10-90-627).

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», (далее - Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ) страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.

Статьей 21 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ предусмотрено, что страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 2 Порядка (Утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006г. № 55), основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 № 713, согласно которому основным видом экономической деятельности для коммерческой организации является вид деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, а для некоммерческой организации - тот вид, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников организации.

Для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок до 15 апреля представляет в исполнительный орган Фонда по месту своей регистрации документы, предусмотренные пунктом 3 Порядка.

Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля не представил документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, исполнительный орган Фонда относит данного страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.

До подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь и подразделения страхователя относятся к виду экономической деятельности по основному виду экономической деятельности, подтвержденному страхователем в предыдущем финансовом году (пункт 11 Порядка).

Кроме того, необходимо учитывать, что фонд на момент вынесения уведомления располагал данными об осуществляемом обществом в предыдущем году виде деятельности (финансовая аренда), который является единственным осуществляемым заявителем.

Действительно, обществом, установленный п. 5 Порядка срок представления документов им нарушен, в связи с чем у фонда возникло право отнести данного страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска.

Однако, действующим законодательством РФ не предусмотрено, чтобы ФСС РФ мог присвоить страхователю, который в срок не позднее 15 апреля не представил подтверждающие документы, вид деятельности, имеющий наиболее высокий класс профессионального риска, если такую деятельность организация фактически не осуществляет.

Между тем, фонд неправомерно определил вид экономической деятельности для применения страхового тарифа, указанного в оспариваемом Уведомлении, лишь на основании документов, в которых указаны сведения о видах экономической деятельности общества.

При этом отделением фонда не учтено, что в п. 5 Порядка указано на «осуществляемые виды деятельности», поэтому вид фактически осуществляемой обществом деятельности не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены сведения о видах экономической деятельности данного общества.

Таким образом, действия территориальных органов ФСС РФ, заключающиеся в присвоении организации максимального уровня профессионального риска исходя из тех видов деятельности, которые организация указала в учредительных документах, неправомерны и нарушают права и законные интересы заявителя.

Мы будем рады ответить на любые Ваши вопросы, связанные с юридическим сопровождением бизнеса и налоговыми консультациями, а также оказать помощь в отставании указанной позиции в суде:

Даниил Берлизов
Старший менеджер по развитию бизнеса
Моб.: +7 916 539 68 66
Офис: +7 495 788 00 05
Email: Daniil.Berlizov@accountor.ru

Тимо Сивонен
Директор по продажам
Моб. +7 981 720 6009
Офис: +7 812 325 82 94
Email: Timo.Sivonen@accountor.ru

Пертти Саросало
Директор по продажам в Северной Европе
Моб.: +358 40 590 7603
Email: Pertti.Sarosalo@accountor.ru

Связаться с нами